Главная
 

Страничка психолога

Сташкова Татьяна Николаевна (педагог — психолог)

ПРИВЫКАЕМ К ДЕТСКОМУ САДИКУ БЕЗ СТРЕССА

Постарайтесь разыгрывать с ребенком на игрушках истории, связанные с садом, — про зайчика или про медвежонка, который не хотел или боялся садика. А потом полюбил ходить в лесной садик. Пусть ребенок играет роль этой зверушки, а вы из какой-нибудь другой роли попробуйте спорость у него, почему это медвежонок (зайчонок, слоненок) не хочет ходить в садик. Думаю, что-то он вам скажет, даже если не очень хорошо пока умеет это делать. А не скажет, так покажет, что там в саду ему не нравится. И вы поймете, что ребенка так сильно беспокоит. И найдете слова, чтобы успокоить мальчика, разъяснить ему, что к чему.

Повторяйте ему, что вы придете за ним обязательно. Описывайте, как пройдет ваш день без него на работе.

А главное – сами сохраняйте спокойствие и доброжелательность по отношению к ребенку, даже если по утрам он плачет. Ребенку важно чувствовать, что вы уверены в том, что все правильно, что вы его любите и что ничего плохого с ним не случится.

Кроме того, ребенку необходимо правильно задавать вопросы.  Ответ на вопрос: «Нравится тебе в садике?» будет всегда «Да». Ответ на вопрос «Тебе не нравится в садике?» Будет всегда «Нет».

Воспитатели обычно  свои занятия не называют занятиями. Для детей это игра, поэтому вопрос должен идти об игре и звучать «Во что сегодня с вами играла Ирина Александровна?».

Прочитайте ребенку следующие сказки, которые придумали родители.

1. Сказка «Как медвежонок в лесной квартет попал

Медвежонок не любил в детский сад на утренники ходить. Он боялся – а вдруг у него не получится стихотворение рассказать или танец станцевать – и все ребята будут над ним  смеяться. От рождения медвежонок был косолапым и не имел музыкального слуха, ведь недаром поговорка есть «Медведь на ухо наступил». Когда все зверята выступали, кто плясал, кто пел, кто на инструментах музыкальных играл, он сидел в лесной чаще и от скуки драл щепу на пеньке и орал во все медвежье горло.

Как-то задумались зверята: не хватает нам трубы в оркестре, а сил играть на трубе ни у кого нет. Подумали и решили позвать самого сильного, медвежонка, на репетицию. Он долго упирался, но наконец-то решился. Малыши долго репетировали, и вскоре медвежонок потихоньку тоже научился играть в оркестре.

  Пред выступлением все зверята очень волновались, но когда оркестр заиграл, все успокоились, тем более все в зале их очень тепло  принимали. Все у них получилось.

Лисичка  плясала и пела, зайчик на барабане лапками стучал, волк бил в тарелки, а медведь играл на трубе. Вот такой получился квартет.

После этого успеха медвежонок первым бежит на все утренники и ничуть не боится ходить в садик.

2. Сказка «Как медвежонок решил пойти в детский сад» 

В лесу на опушке леса жила семья медведей – мама, папа и сынок-медвежонок, который не хотел ходить в лесной детский сад. Все звери в лесу ходили в садик: и зайчики, и ежики, и белочки, и птички, и лисички и даже серые волчата.

Вот однажды после долгой зимней спячки медвежонок проснулся и увидел, что все его друзья пошли в детский сад, и ему не с кем играть. Тогда он решил посмотреть – что же такое этот детский сад и чем там занимаются малыши. Он подкрался к окошку садика и долго наблюдал, как воспитатель играет, рисует, читает и поет с его друзьями. А после занятий воспитатель угощала зверят сладостями, что особенно понравилось медвежонку.

После этого наш герой прибежал домой и стал проситься у мамы и папы, чтобы они отвели его в садик. Родители обрадовались, отвели медвежонка в садик, куда он стал ходить с огромным удовольствием.

3. Сказка «Медвежонок по имени Снежок»

В далекой холодной Арктике жил маленький белый медвежонок по имениСнежок. Надо сказать, что он был очень капризным и ленивым медвежонком.  Снежок целыми днями просиживал в своем снежном домике и ничто его не интересовало.

 Он и слушать не хотел о детском садике, в который ходили все полярные звери, ведь там кормили манной кашей и заставляли спать поле обеда. Он даже не подозревал, что,  кроме этого,  в садике есть много интересных вещей, что там многому можно научиться и узнать много нового.

И вот однажды медвежонок сидел и смотрел в окно. Вдруг он увидел, что воспитатель детского садика, большая белая медведица, вышла на прогулку с белыми медвежатами, которые ходят в детский сад. Сначала они наблюдали, как на большой льдине плывут тюлень и ее  маленький детеныш, потом катались с ледяной горки и весело играли в снежки. А потом белая медведица учила медвежат ловить рыбу. Всем было очень весело.

Снежок наблюдал и завидовал тем медвежатам, которые, следуя подсказкам воспитателя, вытягивали из моря одну рыбку за другой. Тогда медвежонок понял, что ходить в детский сад – это очень весело и интересно, а не пустая трата времени, как он думал раньше.

На следующий день мама и папа отвели Снежка в детский сад, куда он с удовольствием ходит до сих пор. Теперь он знает много интересных игр, умеет ловить рыбу и дружить с другими белыми медвежатами.

  Как развивать самостоятельность ребенка?

Если мы даем ребенку возможность самому решать свои проблемы, он развивает в себе соответствующие способности, учится ответственности и самостоятельности.

Предоставьте ребенку возможность выбора
• Хочешь одеть синий свитер или зеленый?
• Я знаю, что лекарство горькое. Хочешь запить его яблочным соком или заесть ложкой меда?
• В квартире не играют в мяч. Ты можешь выйти поиграть на улицу или заняться чем-нибудь другим.
• Сейчас наше с папой время, а для тебя пришло время спать. Но ты можешь пойти спать сейчас или немного поиграть в своей комнате и позвать меня, когда ляжешь в кровать, чтобы я поцеловала тебя на ночь.

Уважайте попытки ребенка справиться с трудностями

Принято считать, что фраза “Это же так просто!” ободряет ребенка. Позволю себе с этим не согласиться. Наоборот, если мы признаем, что задача, стоящая перед ребенком, совсем не проста, мы поддержим его в случае неудачи и дадим ему возможность  гордиться собой, если он справится. Вместо того, чтобы давать советы, подразумевая “ты не справишься сам, делай, как я говорю”, попробуйте подсказать “иногда помогает, если…”: «Эту бутылку непросто открыть. Иногда помогает, если  надавить на пробку ладонью и одновременно поворачивать ее».
 
Не задавайте слишком много вопросов
Мы считаем, что подробно расспрашивать ребенка “Что было в школе? Как написал контрольную? Как с ребятами?” значит проявлять интерес к нему, ведь «хорошие родители» всегда так поступают. Но порой мы с удивлением обнаруживаем, что безо всяких вопросов  ребенок сам начинает нам рассказывать о своей жизни, если мы готовы внимательно выслушать его.

Не торопитесь отвечать
Ребенок засыпает нас вопросами: «Что такое радуга? Можно ли родить ребенка обратно? Почему люди не делают только то, что им хочется? А обязательно учиться в школе?»
Обычно ребенок уже подумал на эту тему, прежде чем задать вопрос. Мы можем поддержать умение самостоятельно мыслить, если предоставим маленькому философу возможность высказать свое мнение и порассуждать вволю. У нас еще будет время дать ему четкий и правильный ответ. Но, отвечая сразу, мы лишаем ребенка возможности думать и рассуждать. Попробуйте стимулировать этот процесс наводящими вопросами типа «А как ты сам думаешь?» Можно перефразировать вопрос: ”Почему люди не всегда могут делать то, что им хочется?» — это тоже заставит ребенка задуматься. Можно подтвердить, что вопрос непростой: ”Ты задаешь очень важный вопрос —  философы думают над этим уже много столетий”.
Не торопитесь отвечать. Поиск решения может быть важнее, чем само решение.

Поощряйте ребенка самостоятельно находить решение

Можно посоветовать поискать ответ в энциклопедии, найти книгу в библиотеке. В зоомагазине могут ответить на вопрос о домашних животных. Зубной врач лучше вас объяснит, почему и как нужно чистить зубы. В интернете тоже можно найти много нужной информации. Научите ребенка использовать все эти источники.

Не убивайте надежду

Дети получают большое удовольствие фантазируя, мечтая, строя планы на будущее. Пытаясь защитить их от разочарований, мы можем лишить их важных переживаний. Пусть мечтают стать космонавтами или депутатами , великими путешественниками и открывателями новых земель. Мы можем с интересом выслушать их, посоветовать, что почитать, задавать вопросы  и  вместе  мечтать.

Откажитесь от мелочной опеки и постоянного вмешательства в дела ребенка

Перестаньте поправлять волосы, которые лезут в глаза, заправлять рубашку в штаны, указывать на развязавшиеся шнурки. Часто ребенок воспринимает это как вторжение в его внутреннее пространство.

Не говорите о ребенке в третьем лице в его присутствии

Она у меня такая слабенькая — все время болеет…
Ее все любят,  все девочки вокруг хотят с ней дружить…
В первом классе ему тяжело давалась математика, но сейчас он выправился…

Пусть ребенок говорит сам за себя

Если  в присутствии ребенка вас спрашивают, нравится ли ему в школе, как он относится к новорожденному братику и почему не играет новой игрушкой, единственный  уважительный ответ с вашей стороны: “Пусть он сам вам  ответит”.

Уважайте намерения ребенка

Иногда ребенок очень хочет что-либо сделать, но  физически или эмоционально он еще к этому не готов.
• Хочет перестать сосать палец, но когда устает, палец так помогает!
• Хочет пользоваться туалетом как взрослый, но у него не всегда получается.
• Хочет скатиться с горки, но, забравшись наверх, пугается.
Вместо уговоров, увещеваний, подталкивания, или даже прямого насилия мы можем выразить уверенность, что он сделает это сам, когда будет готов.
 
Сократите количество “нет”

“Нет” воспринимается ребенком как покушение на его самостоятельность, как призыв к «битве». Дети мобилизуют всю свою энергию, чтобы противостоять нашему  “нет”. А пока просто хорошенько подумайте, прежде чем отказать: так ли уж принципиально важно не разрешить ребенку то, чего он просит, или можно найти разумный компромисс, предоставив возможность выбора самому ребенку.

Основные принципы развития ответственности  и  самостоятельности

1. В любом возрасте на пути человека неизбежно будут возникать проблемы — у малыша, подростка или взрослого.
2. Если мы решаем его проблемы, он учится полагаться и зависеть от нас.
3. Если мы даем ребенку возможность самому решать свои проблемы, он развивает в себе соответствующие способности, учится ответственности и самостоятельности. А это как раз то, чего мы добиваемся.
4.  Дети обладают необыкновенным и часто неизвестным нам потенциалом  для решения своих проблем.
5. Если мы будем верить в своих детей, не станем требовать от них совершенства, смиримся с их ошибками и неумелыми попытками, принимая это как должное, таким образом, мы научим их «прыгать в воду» самостоятельной жизни. Когда детей учат прыгать в воду, начинают обычно с невысокой подставки, постепенно приближаясь к прыжкам с трамплина. Пока ребенок маленький, у него и проблемы проще, и падать ему ниже. Но если он не будет постоянно тренироваться в решении своих проблем, потом будет значительно больнее падать с большей высоты.
6. Детям нужна помощь, и в наших силах им помочь. Но помогать следует не решением проблемы вместо ребенка — ответственность за ее решение проблемы лежит на нем. А мы помогаем ему укрепить уверенность в своих силах, поддерживаем и ободряем его, способны выслушать и посочувствовать.
7. Мы обязаны верить в силы и способности ребенка, отражать, как в зеркале, все его хорошие качества. Только так он сможет поверить в самого себя.

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

     Новые времена, как водится, породили и новые беды. Одной из таких становятся массовые проявления у детей гипер- и гиподинамического синдрома.

     Чем раньше установлен диагноз: гипердинамический и гиподинамический синдром, тем лучше для ребенка и его родителей. Особенно это качается гиподинамических детей.

      Гипердинамичность ребенка бросается в глаза и довольно быстро приводит семью к невропатологу, который без труда установит диагноз.  Гиподинамических детей, напротив, иногда годами тормошат, стыдят, обвиняют в отсутствии целей и интересов. И никому даже в голов не приходит показать ребенка врачу.

     Прописать лекарство и вылечить описываемые синдромы невозможно, но можно дать родителям рекомендации, разработать для ребенку индивидуальную программу реабилитации. В конце концов, само информирование родителей о том, что ребенок не делает всего этого нарочно и назло, иногда оказывает очень благотворное влияние на атмосферу в семье.

     На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребенка выше описываемых синдромов:

  1. Наличие других неврологических диагнозов. Если они имеются, то вероятность развития одного из них очень высока (до 90%).
  2. Наличие неконтролируемой моторной активности.
  3. Очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания ребенка. Он постояннно бросает одно дело  и тут же начинает другое. Даже если ребенок чем-то занят, его очень легко отвлечь.
  4. Любые стойкие нарушения сна.
  5. Постоянная вялость, заторможенность ребенка.
  6. Наличие в истории развития ребенка логопедических проблем, задержки развития речи или ее общего недоразвития (даже если на сегодняшний день ребенок говорит абсолютно нормально).
  7. Неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения.
  8. Полное отсутствие инициативы у ребенка, нелюбовь ко всему новому.
  9. Быстрая, «захлебывающаяся» речь или, наоборот, при нормально развитой речи – постоянная молчаливость и односложные ответы, словно бы «через силу».
  10. Повышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности.
  11. Ребенок всегда производит впечатление не окончательно проснувшегося.
  12. Наличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трет нос, глаза, дергает себя за волосы, упорно, «до мяса» грызет ногти, обрывает заусенцы, постоянно крутит или мнет что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т.д.)
  13. Ночной или дневной энурез (непроизвольное мочеиспускание).
  14. Поверхностная, иногда избыточная общительность. Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы должен осознавать (по возрасту). Неумение строить глубокие дружеские отношения.
  15. Замкнутость, отчужденность ребенка. В садике он сидит в стороне на стульчике или играет один в углу.
  16. Предпочитает младших партнеров по играм.
  17. Ведет себя как ребенок младшего возраста.
  18. Состояние, настроение меняется  в зависимости от времени года, суток. Метеочувствительность.
  19. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

     Ни один из вышеназванных признаков не может служить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гипо- или гипердинамического синдрома. Но еще раз, просмотрев список, можно выписать на листочке те признаки, которые присутствуют у вашего ребенка. Если их набралось 4-5 и более – скорее всего, синдром имеется.

     Есть ли какой-нибудь способ помочь этим детям и их семьям? По счастью, есть:

Это может быть немедикаментозная терапия, которая в комплексе включает в себя массаж, лечебную физкультуру и мануальную терапию позвоночника.

     Если в семье растет гипердинамический ребенок, то правильной политикой по отношению к  дошкольным занятиям, повидимому, будет следующая:

  1. Не стоит отдавать ребенка до шести лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу.
  2. Вполне допустимо и уместно организовывать занятия ребенка-дошкольника в группах, где все происходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т.д.
  3. Если проявление гипердинамического синдрома очень сильны (ребенок-«катастрофа»), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, а ограничиться  тем, что дают в садике.

 Есть еще несколько общих правил:

  1. Не пытайтесь усадить ребенка. Именно в движении гипердинамический ребенок легче усваивает информацию.
  2. Занятия должны быть очень короткими  (не более 10 мин.).
  3. По возможности приучайте ребенка к регулярности занятий.
  4. Не слишком гоняйтесь за суперсовренменными системами. Играйте с ребенком в древние мудрые игры типа «Что положим в кузовок?», «Вы поедете на бал?»
  5. Если ребенок посещает какие-то занятия и там задают задания, которые он не хочет готовить, не особенно усердствуйте в их выполнении. Пусть ребенок пойдет на занятия в невыполненным заданием. Если ему это безразлично, значит, он еще не готов к такой форме работы.

      Если вы столкнулись с проявлением у ребенка гиподинамического синдрома, то для того, чтобы ваш ребенок что-то делал и нормально развивался, его нужно все время тормошить.

       С самого раннего возраста значительное внимание следует уделять физическому, моторному развитию гиподинами-ческого ребенка.

Для этого нужно:

  1. Искусственно создать ситуацию, в которых ребенок может быть успешным.
  2. Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребенка.
  3. В присутствии других детей и взрослых людей выражайте свое уважительное мнение о ребенке, свою уверенность в его достоинствах.

           И наконец, последнее и самое важное: с гиподинамическим ребенком нужно много разговаривать!

             С гипердинамическим и гиподинамическим синдромом можно научиться справляться!

Шашкова Лариса Олеговна (педагог — психолог)


Top